Ремонт сабвуфера

Ремонт сабвуфера

1 Устройство и поиск проблемы
2 Переходим к ремонту
2.1 Разборка
2.2 Подготавливаем к перемотке
2.3 Перемотка
2.4 Собираем все в кучу
3 Теперь немного об электронной начинке

Как отремонтировать сабвуфер автомобильный, да и вообще сабвуфер, один из часто возникающих вопросов, из-за повсеместного
их применения в аудио аппаратуре.
Варианта три, купить новый, отвезти в сервис на ремонт, либо ремонтировать самому. Чтобы самому делать ремонт сабвуферов,
надо хотябы немного понимать в электронике, а так же уметь пользоваться паяльником и тестером.

Устройство и поиск проблемы
Сабвуфер 5, 1 состоит из колонки, динамика, и усилителя, а так же блока питания:
Акустическая колонка как правило выходит из строя только от механических повреждений
Выход из строя динамической головки обусловлен попаданием на ее катушку звуковой частоты с мощностью, на которую головка
не рассчитана, либо постоянного напряжения, что вызывает перегорание катушки
При прослушивании динамика с усилением на максимальной мощности вы столкнетесь с проблемой износа (разрыва) диффузора
динамической головки При поломке динамика, он подлежит замене, так как перемотка катушки или ремонт диффузора сабвуфера —
это тонкая кропотливая работа и выполнить её качественно, чтобы не испортилось звучание очень трудно

Сначала надо выяснить, какой из элементов сабвуфера дал сбой:

Частой причиной поломки блока питания становится нарушенный теплообмен
От огромного количества пыли, которое скапливается постепенно внутри блока, случается перегрев деталей, от него они и
выходят из строя
Тестером проверяем имеется ли напряжение на выходе из блока питания, если напряжение отсутствует, тогда можно быть уверенным,
что причина кроется именно в нем
При осмотре деталей блока питания, вы можете обнаружить вздутые конденсаторы, либо почерневшую обмотку трансформатора
При помощи паяльника отпаивайте испорченные детали, заменяете их новыми, приобретенными в магазине
Перегоревший трансформатор можно будет перемотать своими руками, если у вас уже есть опыт в подобном деле, если опыта нет,
лучше не браться, или потренироваться на том, чего будет не жалко
Если на выходе из блока питания присутствует напряжение, и оно не отклоняется от заданной нормы, тогда можно переходить к
усилителю низких частот


Плата с усилителем — место где, как правило много транзисторов и микросхем Тестером осторожно прикасаетесь к выходам
микросхем, измеряете напряжение
Когда при нормальном питающем напряжении они холодные, наверняка ток в них отсутствует, он должен их подогревать
Если микросхемы наоборот горячие (они обычно чуть теплые при нормальной работе), это является признаком неисправности
По такой же аналогии проверяем все конденсаторы, раздутость, горячая поверхность — симптомы их нестабильной работы
Диффузор можно заклеить с обратной полоской скотча, (лучше тонкого картона) края при этом края наклеиваемого материала нужно
хорошенько промазать резиновым клеем, что бы клей у вас выступал на поверхности диффузора, ремонт подвеса сабвуфера(см.Как
заклеить сабвуфер, чтобы не покупать новый) на этом завершен
Сутки просушиваете, затем проверяете работу на малой и средней мощности, если звучание плохое, проще заменить весь динамик,
чем возиться с заменой диффузора
Замена — это длительный, трудоемкий процесс не дающий никаких гарантий качественного звучания, плюс – одно неосторожное
движение, и новому диффузору тоже хана, порвете

Переходим к ремонту

Если вы твердо решили, что перемотка динамика сабвуфера для вас не проблема, тогда, подготовьте следующие материалы и
инструменты:

Шеллак (либо эпоксидку) для промазывания обмотки сабвуфера
Растворитель
Клей резиновый
Отвертку
Паяльник
Микрометр
Шуруповерт

Не все так просто, как кажется, самостоятельный ремонт авто сабвуфера, работа кропотливая:
Сначала нам необходимо аккуратно разобрать и снять головку сабвуфера, действовать следует не спеша, резкие движения руками
недопустимы, иначе можете повредить гильзу катушки
Кроме того, нужно соблюдать чистоту в процессе работы, чтобы не попала пыль в магнитную систему, и уж тем более стружка
металлическая Иначе, потратив много сил и времени, вместо работающего сабвуфера мы получим груду звенящего хлама
Когда добрались до самой гильзы, следует аккуратно размотать старый провод, при этом подсчитать количество витков и
в слое и общее количество в катушке Тут чем точнее посчитаете, тем качественнее в итоге получается качество ремонта
Затем нужно обязательно измерить диаметр провода Микрометр и нужен для этой цели Можно, разумеется, замерить
штангенциркулем, но точность измерения ниже, если подобных инструментов нет, можете схитрить
На отвертку либо гвоздь наматываете проволочку, очень плотно, чтобы виток к витку, и так 10 – 30витков, замеряете длину
намотки при помощи линейки Затем надо разделить эту длину на количество намотанных витков, и вы получите примерный
диаметр нужного провода (погрешность линейки большая) Подготавливаем к перемотке Теперь необходимо подготовить диффузор
сабвуфера к перемотке:
При помощи оправки, подходящей по диаметру, закрепляете его гильзу в шуруповерте
Нужно очень точно подогнать оправку и гильзу, чтоб не деформировать в процессе её перемотки
Намазываем эпоксидкой либо лаком поверхность гильзы
Затем нужно будет очистить проволоку нужного нам диаметра
Проволочку пропускаем через тряпочку, пропитанную растворителем
После этого смазываем эпоксидкой, либо шеллаком
Разумеется, после этого, инструкция предписывает, что покрытие должно просохнуть

Перемотка

Проволока и гильза у нас готовы, переходим к перемотке:
Сразу припаиваем начало новой обмотки ко второму, если идти по ходу намотки проволоки, выводу (таким образом исключаем
лишнее пересечение проводов, это положительно сказывается на сроке службы отремонтированного динамика) и начинаем наматывать,
фото ниже Важно при этом фиксировать натяг и считать витки не забывать, ведь чем точнее мы намотаем, тем будут ближе к
заводским характеристики динамика После каждого слоя лучше проходить обмотку лаком, после укладки обмотки, припаиваете
второй контакт, отрезаете проволоку Промазываете всю катушку ещё раз лаком
После завершения намотки катушки, нужно будет оставить её на сутки для полной просушки
А если вы использовали шеллак, тогда катушку необходимо нагреть до 80-120 градусов (например в духовке)
Шеллак в ином случае не застынет
Вот главное неудобство при применения шеллака
Зато когда он высыхает, остается некоторая доля эластичности, что полностью исключает повреждение обмотки от усыхания
пропитки либо при её термическом расширении
После просушки остается присоединить диффузор к динамику, и
ремонт автомобильных сабвуферов считать выполненным успешно, если все работает

Сборка

Чтобы катушка не терлась об магнитную систему, нам необходимо выставить равномерный круговой зазор:
Для этой цели подойдет бумага, нарезанная полосками
Вставляем ее по кругу (где это возможно) между корпусом и катушкой, тем самым получаем равномерный зазор
Проверяем на отсутствие заеданий и зацеплений, перемещая рукой диффузор аккуратно вниз и вверх

Затем проклеиваем подвеску нашего динамика и аккуратненько вставляем на место
Даем деталям время подсохнуть
Потом можно вытаскивать центровочные бумажки
Еще раз нужно проверить на заедание
Когда все в полном порядке, кладем слой клея
Высушим и ставим готовый сабвуфер в машину, на проверку
Не забываем при этом снизить громкость вполовину
Перемотка катушки сабвуфера завершена
Теперь немного об электронной начинке
Устройство практически одинаковое, разве что размеры побольше, микросхемы, либо конденсаторы могут стоять в другом порядке:

Рассмотрим подробнее преобразователь напряжения, блока питания и усилитель
Усилитель сабвуфера ceratec как правило стоит двухканальный, но два канала подключаются к одной единственной динамической
головке
При этом каждый канал в усилителе усиливает разную звуковую частоту, низкая и средняя, как правило
Кроме того современные усилители, почти все, работают на одной микросхеме из серии TDA
Чтобы получить большую мощность на выходе усилителя, двенадцати вольт от бортовой сети машины не хватает, для мощных
микросхем питающее напряжение от 40вольт
Поэтому в схеме сабвуфера b w стоит встроеный высокочастотный преобразователь, который преобразует напряжение 12 вольт
в необходимое для нормальной работы усилителя

На рисунке всю схему мы разбили на три главных блока. А1 – управление эквалайзером, он выходит из строя крайне редко,
сломать его нужно постараться, уделять ему время не станем, меняется целиком
А2 – это преобразователь напряжения, а А3 – получается усилитель мощности Подробнее остановимся на А2 и А3

Напряжение, через фильтр, приходит к конденсатору С1, оттуда подается к транзисторным ключам VT1 и VT2
Транзисторными ключами управляет сигнал высокой частоты, вырабатываемый микросхемой DD1
Усиленный сигнал с транзисторов VT1-VT2 приходит на трансформатор Т1, там напряжение превращается с 12Вольт в 40 Вольт
Причем вторичная обмотка трансформатора состоит из двух обмоток, для выпрямления применяется выпрямитель, состоящий из
двух диодов
Чтобы разгрузить эти диоды параллельно им установлено еще два диода
Каждая из микросхем DD2 и DD3 питается только от своих диодов
Чтобы сгладить высокочастотные импульсы установлены конденсаторы, отмечены С2 и С3
Преобразователь А2 на этом заканчивается, далее идет усилитель мощности А3
Современные усилители состоят из единственной микросхемы
На входе её, для получения нормальных выходных параметров, должен присутствовать сигнал определенной величины
Конструкторы этого сабвуфера решили, что не каждой автомагнитоле хватит мощности, а точнее силы выходного сигнала с
первичного усилителя, чтобы получить номинальные выходные параметры
Поэтому добавили транзистор, чтобы усилить сигнал перед входом микросхемы, на схеме DD2 и DD3
Вот список основных радиодеталей, которые выходят из строя чаще всего
Бывает, что за замену одного конденсатора цена в мастерской будет немалая, а работа то копеечная
Поэтому, лучше проверить всю схему самостоятельно, прежде чем платить не глядя