Диагностика телефона

Диагностика телефона

Что же являет собой диагностика неисправностей сотового телефона? Это полная проверка работоспособности всех модулей и
функций с последующим выявлением неисправных. Диагностику можно условно разделить на: первичную (предварительную) и
детальную. Первичная диагностика позволяет выявить неисправности «на ходу», т.е. без полной разборки телефона. Например,
неисправности, связанные со звуком (хрипит динамик), изображением (разбит дисплей) и т.д. Детальная диагностика проводится
с разборкой телефона, тщательным осмотром платы и всех функциональных устройств, а также проведением необходимых измерений
и замены неисправных компонентов.

При диагностике первым делом (ОБЯЗАТЕЛЬНО!) у хозяина телефона уточняется возможная причина возникновения неисправности.
Например, телефон упал, или телефон был залит и т.д. Добросовестные люди могут рассказать полную биографию своего телефона,
что во многом помогает ремонтнику. А большинство либо просто скрывают факт своей вины, либо вообще вводят в заблуждение,
пытаясь отрицать вину или начинают перекладывать ответственность на детей, друзей и т.п.

Собственно, ближе к диагностике

Для начала хочу перечислить несколько моментов, которые необходимо знать, приступая к проведению диагностики:

  • все современные телефоны имеют номинальное рабочее напряжение питания 3,6В – 3,7В. При этом на аккумуляторной батарее
    так же указывают аналогичное напряжение и иногда ёмкость батареи. Но, следует помнить, что полностью заряженная батарея
    имеет напряжение 4,2В – 4,3В. А при номинальных 3,6В большинство телефонов будут сигнализировать о разряде АКБ и просить
    зарядить батарею. Исходя из этого становится понятно, что для включения и нормального функционирования телефона достаточно
    напряжения 3,6В и даже немного менее (некоторые модели исправно работают при напряжении питания 3,3В – 3,4В но с постоянным
    сообщением о низком заряде). Многие же будут сами отключаться. Поэтому для нормального процесса диагностики и ремонта
    следует подключать источник питания минимум 3,7В – 3,8В, а лучше 4,0В – 4,2В.
  • большинство телефонов можно включить, питая их от блока питания. Достаточно, соблюдая полярность, подключить
    соответствующие зажимы питающих проводов к контактам коннектора (разъёма/контактной колодки) АКБ и, как обычно,
    запустить телефон кнопкой включения. А далее можно наблюдать следующее:

а) телефон нормально включится и будет функционировать;

б) телефон включится и будет ругаться типа «Недопустимая батарея» или «Неизвестный аккумулятор» и т.п.;

в) телефон включится, но попросит установить SIM – карту, даже если она установлена (справедливо для телефонов фирмы NOKIA);

г) телефон или включится на короткое время и снова отключится или не включится вообще.

Во всех пунктах, кроме а), виновником является отсутствующий «3-й» контакт температурного датчика АКБ (см. выше описание
устройства АКБ). В случаях а) и б) можно проводить полную диагностику телефона, кроме зарядки, т.к. для этих целей
необходимо подключать батарею соответственно. Для пункта в) можно средний контакт коннектора АКБ соединить с минусовым.
После чего телефон исправно запустится с кнопки включения и благополучно увидит SIM-карту. Для пункта г) придётся
подключать только заряженный аккумулятор или хитрить со средним контактом путём подбора резистора, номинал сопротивления
которого соответствует сопротивлению на плате электроники штатной батареи и соединять его со средним контактом относительно
клеммы «-».

В чём отличие подключения телефона от блока питания или от штатной АКБ? Для телефона принципиальной разницы нет. А вот
вы можете узнать несколько моментов.

Вариант 1 – включение телефона от штатной АКБ:

Если телефон нормально включился и показывает нормальный заряд батареи, но, очень быстро, особенно в момент регистрации
в сети отключается, то это может быть признаком одной из неисправностей:
Аккумулятор телефона утратил свою ёмкость и под нагрузкой его напряжения падает ниже установленного уровня. Следственно –
телефон не может работать при напряжении питания ниже допустимого. Данный аккумулятор считается неисправным и подлежит
замене.
Телефон имеет повышенное потребление тока. Это указывает на неисправность платы телефона. Данная неисправность может
проявиться в результате воздействия на телефон влаги или же удара.

Более точно определить неисправность можно при детальной диагностике.

Вариант 2 – включение телефона от блока питания:

Самым главным преимуществом блока питания (БП) является его универсальность, т.е. от него можно запитать любой телефон,
при этом он всегда готов к работе в отличие от разряженного аккумулятора в самый неподходящий момент. А если он ещё
оборудован амперметром ( с возможно меньшей ценой деления измерительной шкалы) – то здесь можно много чего сказать о
работе телефона по показаниям данного прибора. Показания амперметра как раз показывают потребление тока телефоном.
Какое потребление считается нормальным? – Для каждого телефона оно своё, но находится примерно в одинаковых пределах.
Для наглядности: в выключенном состоянии (при условии полной исправности) телефон не потребляет энергии. Ну если совсем
точно, то очень мало, что сравнимо с саморазрядом аккумулятора. Энергия тратится на питание тактового генератора процессора
и/или контроллера питания и маленькой части ОЗУ для нормальной работы «часов/даты/будильника» и ещё некоторых служебных
процессов телефона. При включении и дальнейшей работе в активный режим переходит масса устройств телефона и потребление
озрастает. Больше всего в телефоне потребляют энергию такие узлы:

  • подсветка клавиатуры и дисплея ~ 70 – 300 мА (для разных моделей) в активном режиме. В среднем до 150 – 200 мА.
  • усилитель мощности GSM-модуля (PA – Power Amplifier). Для разных телефонов по-разному + этот параметр зависит от уровня
    сигнала покрытия сотовой сети. Чем слабее сигнал – тем больше потребляется энергии. В среднем до 200мА. Некоторые устаревшие
    телефоны прошлых поколений потребляют, как правило, до 400 мА.

-усилитель мощности звука (Audio Power Amplifier). Зависит от уровня выходного сигнала. В среднем до ~100 мА.

Если телефон включен и находится в дежурном режиме (т.е. ни один из вышеперечисленных модулей в данный момент не активен),
потребление очень мало и составляет единицы миллиампер. Периодически проскакивают всплески в момент обмена данными телефона
и базовой станции. Если потребление в дежурном режиме постоянно и составляет более миллиампера – с телефоном что-то не так.
Аккумулятор такого телефона будет преждевременно разряжаться. Чаще всего это происходит в результате попадания влаги или
телефон подвергался ударам или падениям вследствие чего вышли из строя некоторые элементы.

На этот параметр нужно всегда обращать внимание, иначе телефон после ремонта с оставшимся повышенным потреблением
обязательно к вам вернётся.

Далее. Никогда не поддавайтесь на провокации со стороны хозяев телефона, которые панически хотят срочно прошить телефон
потому, что он у них ГЛЮЧИТ! Терпеть не могу это слово, так как под ним обычно подразумевают ВСЕ ЧТО УГОДНО и вместо того
чтобы внятно объяснить конкретную неисправность телефона, просто говорят ОН ГЛЮЧИТ! ВЫ МНЕ ЕГО ПРОШЕЙТЕ! А на самом деле
выясняется, что телефон пострадал, причем по вине пользователя. К примеру быстро разряжается АКБ, пропадает связь, не
работает клавиатура и тому подобное. Наслушаются друг друга и начитаются в интернете, а потом несут куда угодно, лишь бы
только прошить. Какой вид ремонта проводить над телефоном – прошить или не прошить – должны принимать ВЫ после детальной
диагностики!

Приступая к диагностике, кроме необходимого оборудования и материалов необходимо иметь минимальный (для начала) набор
запчастей – дисплеи, шлейфы, звонки, динамики, микрофоны и т.д. Это и так понятно. Не менее важным моментом является
наличие схемы электрической принципиальной с расположением элементов на печатной плате, желательно совместно с инструкцией
по разборке/сборке. Ведь разобраться вслепую можно только с опытом и при условии частого ремонта тех или иных моделей. В
таких случаях в голове откладывается расположение элементов на плате, что намного ускоряет процесс поиска неисправностей.
Найти схемы мобильных телефонов можно в сети Интернет на тематических сайтах, форумах и т.д. Бывают ситуации, когда найти
схему на телефон не удается. Чаще всего на очень новые модели телефонов. В таком случае практически всегда можно найти
сервис-мануал (от англ. Service-manual) – сервисную инструкцию. Как правило, в ней содержится инструкция по разборке/сборке
телефона и фрагменты схемы электрической принципиальной, а также указан (не всегда) алгоритм поиска неисправностей по
основным категориям (не включается, не работает динамик/микрофон, не видит сим-карту и т.д.)